Как разговаривать с коллекторами?

Даже наличие долгов не повод вздрагивать от телефонных звонков или стука в дверь. О том, как действовать при общении с коллекторами уже написано на этой странице. Не забывайте, у вас есть не только обязанности, но и права.
Evgeny Mikhailenko Vladimirovich
Спасет ли от коллекторов банкротство?
Записаться на консультацию
Процедура взыскания прекращается с момента признания гражданина банкротом. Это значит, что беспокоить вас не будут не только коллекторы, но и судебные приставы.
Обращаясь в суд с заявлением о банкротстве, человек уже заявляет, что не в состоянии платить по долгам. После присвоения ему этого статуса, независимо от того, какая процедура вводится, взыскание уже не может происходить через коллекторов или кредиторов. Это прописано и в законе о банкротстве (ФЗ №127). Теперь подробнее о плюсах и минусах этого обстоятельства.

Плюсы:

  • у вас появляется официальный повод отказаться от общения с коллекторами;
  • в процедуре банкротства есть шанс на списание долгов, через несколько лет ваша кредитная история полностью очистится, и вы сможете пользоваться услугами банков без клейма злостного неплательщика;
  • согласно закону, вас не смогут беспокоить не только коллекторы, но и судебные приставы;
  • в процедуре банкротства, независимо от ее исхода, штрафные санкции начисляться на ваш долг не будут.

Минусы:

  • к сожалению, не все взыскатели соблюдают законы, поэтому звонки и визиты могут продолжать и после признания банкротом, но аргументов для их прекращения у должника становится больше. Также у вас может появиться дополнительная защита в виде юриста. На соблюдении прав должника будет настаивать и арбитражный управляющий.
Права должника
Записаться на консультацию
  • 1
    Не общаться с коллекторами в ночное время.
    Коллекторы имеют право беспокоить вас ограниченное количество раз и в строго отведенное время.

    • Если звонки от одного взыскателя поступают чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю или 8 раз в месяц, то это является нарушением прав должника.
    • Если звонки поступают до 8 утра и позже 22 часов в будни или до 9 утра и позже 20 часов в выходные, то это также является нарушением прав должника.
  • 2
    Не пускать посторонних лиц в свой дом.
    Коллектор может прийти к вам в гости (время и частота таких визитов тоже ограничена), но ваше право не пускать гостя на свою территорию.

    Коллекторы не имеют права проникать силой или требовать, чтобы вы их впустили. В случае если неустановленные лица пытаются выломать дверь, наносят вред имуществу или угрожают вам, следует вызвать полицию.
  • 3
    У должника всегда остается право на защиту своих интересов.
    Даже если вы должны десяткам банков и МФО, у вас остается право на защиту. Не бойтесь обращаться за помощью, если действия коллекторов причиняют вам физический или эмоциональный дискомфорт.

    Помните, деятельность лицензированных коллекторских агентств строго ограничена ФЗ №230, но есть и ограничения, которые распространяются на всех граждан, независимо от того, занимаются они взысканием долга или нет.

    • Слишком частые звонки или визиты? Это повод обратиться с жалобой в ассоциацию коллекторских агентств и к судебным приставам.
    • Попытки похитить или уничтожить ваше имущество? Немедленно звоните в полицию.
    • Угрозы жизни и здоровью по телефону? Открытое вымогательство денежных средств? Обращайтесь в Следственный комитет и Прокуратуру.
Полезные ссылки
Записаться на консультацию
Хотите узнавать последние новости о банкротстве или читать интересные статьи про коллекторов?
Тогда подписывайтесь на социальные сети арбитражного управляющего в Челябинске.
Евгений Михайленко
Как вести диалог по телефону?
Записаться на консультацию
  • 1
    Убедиться в полномочиях взыскателя.
    До обсуждения финансовых вопросов и сообщения личных данных нужно убедиться в полномочиях звонящего. Не забывайте, что помимо коллекторов вам могут звонить мошенники.

    Если звонящий не представился, то задайте вопросы сами:
    • Из какой организации беспокоят?
    • Имя, должность сотрудника.
    Если звонок кажется вам подозрительным, то лучше зафиксировать информацию о звонящем на листке бумаги и связаться с организацией по официальным телефонам. Найти все номера можно в интернете, там же можно найти подробные сведения об организации.
  • 2
    Фиксировать любые нарушения доступными способами
    Диалог с коллекторами рекомендуется вести спокойно и вежливо. Старайтесь говорить на языке фактов, а не эмоций.

    Если вам угрожают, пытаются запугать, оскорбляют, звонят слишком часто или беспокоят в ночное время, то постарайтесь зафиксировать нарушения доступными способами:

    • при наличии технической возможности, запишите диалог со взыскателем (функция записи звонка есть на большинстве современных телефонов);
    • сделайте скриншот списка звонков, чтобы зафиксировать слишком частые звонки или звонки в ночное время;
    • если скриншот сделать возможности нет, то стоит запросить детализацию звонков от вашего мобильного оператора.
  • 3
    Объяснить ситуацию и постараться найти компромисс
    Звонки от службы взыскания — это неприятно, но важно постараться извлечь из них пользу.

    Если вы убедились, что вас беспокоят правомерно, то:
    • не провоцируйте коллекторов, избегайте оскорблений или эмоциональных заявлений;
    • вежливо и спокойно изложите свою позицию, объясните, что оплату не производите по уважительным причинам;
    • узнайте у звонящего, какие варианты вам может предложить взыскатель (например, предоставить отсрочку, пересмотреть условия договора и т.д.).

    Важно! Если у вас получилось достигнуть договоренностей в устной форме, то стоит добиться их фиксации. Например, подойти в офис и подписать новый договор или запросить документы на почту.

    Помните, коллекторы и службы взыскания заинтересованы в получении денег. Многие потенциально готовы пойти на уступки и компромиссы с целью получения хотя бы части оплаты.
Визит коллекторов
Записаться на консультацию
  • 1
    У коллекторов есть право приходить "в гости" к должнику, но не к его соседям или родственникам.
    Даже если вы должник, то входить к вам в дом без разрешения, коллекторы права не имеют. Вы вправе не впускать их в квартиру.

    Стоит знать, что беспокоить ваших соседей или приходить "в гости" к родственникам коллекторы вообще права не имеют. Если представители коллекторского агенства пытаются обсуждать ваше материальное положение с третьими лицами или добиться от них погашения вашего долга, то это повод обратиться в полицию.
  • 2
    Нужно фиксировать любые нарушения доступными способами.
    Этот пункт справедлив для любых видов взаимодействия с коллекторами. Если визитеры ломают имущества, оставляют надписи на почтовых ящиках или совершают иные деструктивные действия, то ваша задача собрать доказательства этих нарушений. Подойдут:
    • записи с подъездных или личных камер;
    • показания соседей о действиях коллекторов;
    • фиксация повреждений имущества с помощью фото и видео;
    • записи телефонных или письменных угроз (если такие были).
  • 3
    Вы можете постараться предотвратить визит.
    Визит к должнику является затратной мерой воздействия и применяется после того, как иные попытки связаться не принесли результата.

    Как предотвратить визит коллекторов?

    • связаться со службой взыскания самостоятельно и попросить направлять уведомления о долге иными способами (например, направить вам письмо, позвонить или прислать факс);
    • объяснить ситуацию и договориться об условиях погашения долга;
    • обратиться в суд с заявлением о банкротстве.
    Напоминаю, что оценить, подходит ли вам процедура банкротства, можно прямо на сайте.
Статьи по теме
Записаться на консультацию
Как общаться с коллекторами?
Полезный материал про общение с коллекторами и судебными приставами.
Топ 5 правил для заемщика!
Как не взять худший кредит в своей жизни? Ответ уже здесь.
Неудачные способы избавиться от долгов.
Статья о самых странных способах уйти от долгов, к которым прибегают должники.